Развиваемся играя...

Всем известно, что ребенок в раннем возрасте очень восприимчив ко всему новому. Инстинкты познания жизни, пусть и на бессознательном уровне, требуют все новых и новых знаний, благодаря которым закладывается не только фундамент мировоззрения маленького человека, но и появляются базовые навыки, необходимые как основа для вступления в полноценную жизнь. И огромное значение для этого имеют развивающие игры

От Ромула до наших дней…

Игрушки можно с полным правом считать своеобразным индикатором движения общества по пути прогресса и интеллектуального совершенствования. За то время, пока существует человечество, эти предметы проделали огромный путь от простейших палочек, деревяшек и тому подобных незатейливых предметов до сложнейших игр, способных при правильном методическом подходе развить у ребенка практически любой навык. Более того, процесс совершенствования развивающих игрушек приобретает и весьма любопытную особенность: взрослые порой играют в них с почти детским азартом, находя для себя в этих забавах нечто новое и по-настоящему увлекательное.

Считается, что самой первой игрушкой была …кукла. Упоминания о ней встречаются в летописях, относящихся почти к каменному веку. И это вполне логично. Если мальчиков воспитывали как будущих воинов и охотников, то девочки со временем должны были взять на себя роль матерей и хранительниц домашнего очага. И куклы помогали при помощи игры развивать заботу о малыше, навыки ведения примитивного домашнего хозяйства и тому подобное.

От простого к сложному

Шло время, и темп жизни диктовал свои законы. Еще совсем недавно мы и наши дети не испытывали воздействия постоянно растущего потока информации. Жизнь, по современным меркам, была тихой и неспешной. Вполне естественно, что развивающие игрушки для детей отражали это как нельзя лучше.

Например, для девочек отличным подарком ко дню рождения был набор все тех же целлулоидных кукол различных форм и расцветок. А мальчик был абсолютно счастлив, когда родители ему покупали сборную модель железной дороги, набор солдатиков или игрушечное оружие. Разумеется, все эти предметы детского досуга были уже гораздо более совершенными, чем игрушки каменного века. Но суть их по-прежнему оставалась неизменной - формировать у детей не только моторные или поведенческие навыки, но и при помощи игры помогать постигать взрослый мир, чтобы войти в него как можно более подготовленными.

Роль детских развивающих игрушек трудно переоценить. Учеными доказано, что за первые пять лет своей жизни ребенок получает информации об окружающем мире больше, чем за все остальные годы, которые ему предстоит прожить. И абсолютное большинство этой информации и навыков закрепляется в процессе игры. Можно сказать, что личность ребенка формируется в практической деятельности, которая наиболее ярко раскрывается в развивающей игре.

Классика и современность

Сегодня картина с детскими развивающимися игрушками выглядит диаметрально противоположной.
Тенденции современной педагогической науки говорят о том, что в приоритете у общества - ориентация на как можно более раннее развитие ребенка. Зародившаяся мода на юные дарования в массовом масштабе охватила все общество. Родители, озабоченные тем, чтобы их чадо чуть ли не с пеленок научилось читать и писать, с самого юного возраста отдают своих детей в различного рода развивающие центры, где отрабатываются методики раннего развития.

Соответственно, и Развивающие игрушки, выпускаемые промышленностью сегодня, призваны служить той же цели - ускорять раннее развитие детей. На смену простым куклам и оловянным солдатикам пришли обучающие компьютеры и игровые приставки. Вместо "царя горы" дети осваивают "Монополию" и учатся управлять финансами раньше, чем идут в первый класс.

Нет сомнений в том, что развивающие игрушки были и будут всегда. Важно лишь применять и использовать их таким образом, чтобы формирование практических жизненных навыков не отставало бы от эмоционального и духовного роста ребенка. Именно тогда мы сможем, в том числе и при помощи развивающих игр, сформировать гармоничную личность будущего.